КОГДА ДУША ГОВОРИТ С НЕБЕСАМИ

 

        Еще помнит Новороссийск душевное потрясение от художественной выставки инвалидов России, привезенной из Москвы фондом «Филантроп», еще не остыли впечатления от праздника по случаю подведения итогов поэтического конкурса «Мы в новый век вступаем с ожиданьем…», а инвалиды города при поддержке Новороссийского филиала фонда  «Филантроп» вновь громко заявили о себе. Подарив своим согражданам открытие выставки художественного творчества «Мне через сердце виден мир».

       Признаюсь, название это – строчка из стихотворения Елены Токарчук, лауреата Первой Международной Премии «Филантроп». Думаю, Леночка не обидится на нас за такого рода «плагиат», потому что эта строчка точно отразила настроение всех участников выставки.

        Но и о другом хочется сказать, напомнить в первую очередь себе и всем, кто в те дни оказался причастен к выставке. Вот написала «при поддержке» и задумалась: а не будь в нашем городе «Филантропа» (мы часто уже опускаем расшифровку аббревиатуры НФФ, и так понятно, о ком идет речь), кто знает, смогли бы  люди с ограниченными физическими возможностями найти в себе силы  через выставки, конкурсы, публикации выйти к зрителю и читателю.  Раньше каждый творил в одиночку – этот процесс естественен и необходим художнику – и в одиночку пробивал свою тропу к людям. Если первое одиночество приносит вдохновение, несуетное созерцание, осмысление понимания своего предназначения на земле,  дает возможность проявить свою индивидуальность, то второе становится порой преградой, которую, к сожалению, не всем дано преодолеть. Нельзя сказать, что наш «Филантроп» сметает все преграды, он с каждым художником шаг за шагом преодолевает их, дает прочную надежду, что творчество его будет востребовано. А это и есть лучшая награда за труд.

            Радует и удивляет энтузиазм людей, которые изо дня в день трудятся над реабилитацией творчеством. Однажды прикоснувшись душой к творчеству инвалидов, испытав потрясение от силы их духа, они уже не могут уйти в сторону. В прошлом году я видела (конечно, это была лишь верхушка айсберга), как работают в московском фонде, и каждый день вижу, как работает небольшой коллектив новороссийского фонда. Заместитель директора Аделия Павловна Рыбкина продолжает сваливать на меня идеи. И странно: какими бы они смелыми не были, даже порой до абсурда отчаянными на первый взгляд, под напором кипучей деятельности этой женщины все они воплощаются в реальность. И когда оглядываешься на финише, не верится, что одолели такие куртины. Все сложно: найти спонсоров, убедить их, что деньги нужны не на праздное дело, а чтобы показать всем произведение, созданные душой сильной и искренней; найти художников в разных городах и достойное помещение для выставок – на этот раз для нас снова распахнула свои двери детская художественная школа, ставшая очагом культуры в городе. Это та работа, без которой невозможно открытие выставок, презентаций книг наших авторов.

            К.И.Шрамко, директор филиала фонда, более сдержан в эмоциях, бережно «опуская» каждую рождающуюся идею на землю, но идея от этого не умирает, обретает крепкие крылья

Если поэтический конкурс собрал поэтические силы Новороссийска, то художественная выставка имела уже более широкую географию и называлась выставкой Южного Региона России. Свои работы привезли художники из Геленджика, Абинска, Темрюка, Славянска-на-Кубани, Краснодара. Был представлен на ней и Новороссийск.

Вспоминая выставку в Москве, участниками которой стали соискатели, дипломанты и лауреаты Международной Премии «Филантроп» - она экспонировалась в ЦДХ, а позже – в Новороссийске, я думаю: это здорово, что в Москве удалось так прочно собрать творческие силы России.

            Но Россия щедра, богата талантами, и в небольших регионах, наверное, проще заметить каждого, оделить вниманием, пристальнее взглянуть на его творчество, а тем самым отметить самых достойных и подготовить их к выдвижению на соискание Премии. Я увидела в Москве церемонию вручения Международной Премии и это укрепило меня в вере: да, есть среди нас силы, способные влиться в мировую культуру. Пусть не всем это дано, но радость творчества знакома многим. И слава Богу! Если человек стремится к высотам  мастерства, не останавливается на достигнутом, не щадя себя, каждый день преодолевая тяжкий недуг, ищет подступы к возможности заниматься творчеством, когда непослушны руки и ноги, то впереди его обязательно ждет награда. Возможно, не материальная, я говорю о другом – о признании таланта, о полете души. Никакие материальные ценности их не заменят. Впрочем, весь мир наш материален,  и в московском фонде «Филантроп», занимаясь творческой реабилитацией, понимают, как необходимо поддержать художника.

            Но давайте познакомимся с участниками нашей выставки «Мне через сердце виден мир». Присутствующие на ее открытие, а позже и на аукционе – да, да, и аукцион был, настоящий! – чуткий наш зритель сразу отметил: выставка стала в городе событием.

            Много работ представил член Союза художников России из Абинска Александр Еременко. Холст, масло. Даже не верится, что художник полуслепой.  Здесь чувствуется рука мастера, радость от общения с природой: прохладная сумеречная тень, за пределами которой стоит летний зной, сквозь густую листву трудно пробивается дневной свет и ложится теплыми пятнами на  живую воду реки. Так и хочется опустить в эту тихую прохладу ладонь, зачерпнуть ее ковшиком воду и увидеть в ней, хрустально-прозрачной, отражение неба…  А вот темный от времени бревенчатый домишко. Но вот солнце щедро залило поляну, и сотворилось чудо: ожил дом, травы, деревья. Скинуть бы туфли и пробежать по этому солнечному пространству по ласковой траве, чувствуя сквозь нее надежную твердь земли. Как удается полуслепому художнику так  зримо жить в пейзажах?

            Стояла я пейзажей А.Еременко, погружаясь в красоту родной природы, а параллельно шли удивительные кадры из фильма  «Премия надежды», созданного фондом «Филантроп» и рассказывающего о силе духа тех, кто немощен и по всем общепринятым меркам достоин лишь снисхождения и сопутствующей ему жалости. Сами лауреаты высокой Премии говорят в фильме о себе, о своем отношении к жизни. Приведу здесь слова художника В.Дьякова, они запомнились: «Художник – это личность. Личностью не рождаются, ею становятся в процессе жизни, каких-то потерь, потрясений, размышлений о жизни, о мире, о себе. Личность – это как        содержание искусства». Фильм потрясающий, он, как и выставка, еще один шаг на пути преодоления, на пути к людям. Кому-то может показать, что к таким выставкам, изданиям книг авторов-инвалидов, но часто сами художники опровергают это мнение.  Конечно, есть порой и  уровень самодеятельности, но все мастера через это проходят. Хватит сил выстоять, доказать себе и миру, что все преодолеешь на пути к своей цели, значит, ты победил!

            Юля Ковалева, член НГО ВОИ, показала свои графические листы. Помните, у Грина угольщик, рассказывая Грэю. об Ассоль, сам удивляется: вроде и правильно она говорит, как взрослая, но причудлив ее разговор? Причудливы, загадочны линии, фигуры на листах нашей Юли. Графика завораживает. Сама она признается, что работа над каждым листом идет на подсознании: спирали, звезды, цветы. Замысловат этот мир, но интересен. Юля признавалась, что впервые поняла, какое спасение для нее кисть, когда увидела, как я вожу кистью по бумаге. Она почувствовала, что отступает очередной приступ.  И теперь, найдя себя в столь непривычной графике, она избавляет себя от атак болезни.

            Очень интересны панно В.Шипулина, выполненные в технике выжигания по дереву. Видела я, дворовые наши мальчишки баловались выжиганием, но наивны, беспомощны были эти рисунки. И подозревать даже не могла, что такие серьезные картины можно сотворить на теплом дереве! Смотрели на нас, словно пробивая толщу веков, основатели Новороссийска, Петр 1, А.С.Пушкин.

            Из Краснодара Алексей Самедов привез картины ребят Инва-студии, которая основана семьей Галкиных. Кроме пейзаже, тонких и трогательных, основное внимание задерживали на себе иконы, строгие, печальные лики. Их, используя лучшие традиции русской  иконописи, пишут студийцы, постигая через образы святых силу и трагизм многострадальной земли нашей.

            Любовь Кузьменко из Славянска-на-Кубани вяжет удивительно изящные салфетки и скатерти. Даже не верится, что это чудо связано спицами. Словно мороз выткал замысловатые узоры.

            Я давно уже слышала об этой мастерице, однажды даже разговаривала с ней по телефону. Увидела любу впервые на выставке. Инвалид в коляске, руки тоже поражены болезнью. Как больными руками можно творить такое чудо?

- Можно, - приветливо улыбалась Люба. – это я умею и люблю делать. Работа всегда спасает от отчаянья…

            Тамара Яковлева и Светлана Леонтьева давно занимаются вышивкой крестом. Особенно тонко выполнен «Водопад» С.Леонтьевой, словно написанный маслом.

            В технике маркетри более тридцати лет работает А.Беленев, тоже колясочник. Сетовал на то, что трудно сейчас найти разной фактуры шпон, картины получались бы более интересными. Но уже и выставка закрылась, а из памяти  не уходят его березы,  отраженные в талой  воде, портрет рыбака.

            Восхищались посетители и работами С.Мурдзяк - она выжигает по ткани. Иглу для выжигания прикрепляют бинтом к непослушной руке.

            Ни одна работа на выставке не осталась незамеченной, а когда зрители узнавали, к а к  творят свои картины художники, возвращались к картинам снова, потрясенные увиденным и услышанным.

            А потом был аукцион!

            Им и завершилась работа выставки. Волновались все: придут ли на наш аукцион покупатели, захотят ли что-нибудь купить? Печально было бы увидеть пустой зал.   Но аукцион превзошел наши ожидания. Все было по-настоящему, азарт желающих купить понравившуюся вещь, ликующий, победный удар молотка: продано! На "ура" шли салфетки Л.Кузьменко, вышивки Т.Яковлевой и С.Леонтьевой.

            Директор ЗАО «Новороссийский мясокомбинат» повесит в своем кабинете панно В.Шипулина «Основатели Новороссийска».  «Петр 1» тоже ушел в частную коллекцию. Удивила все Тамара Александровна Пятак, председатель совета солдатских матерей. Принесла на аукцион всю свою пенсию и оставила ее здесь, купив несколько работ. Даже этюды Алеши Самедова были проданы. Не отличаются они профессионализмом, но если учесть, что у Алеши нет рук и рисовал он впервые, зажав кисточку в зубах, такой жажде творить можно только позавидовать. И кто знает, может, познав радость творчества, увидев неравнодушного зрителя, с еще большим желанием станет рисовать, чтобы перенести на бумагу, холст, дерево свои мечты.

            Интересны как художники Оля Тростянская, Даша Недельская, Федор Дыхначев, Рома Луценко. За каждым именем – трудная и яркая судьба

            Снова возвращаясь к фильму «Премия надежды», присланного Московским фондом «Филантроп», - очень хочется, чтобы этот фильм посмотрели многие, -приведу очень точные слова еще одного лауреата Премии Федора Нестеровича Демина, художника из Тулы. Пронзительные слова произнес он: «Художника растит не сытость, а страдания»

            Наверное, тогда душа и способна говорить с небесами…

 

 

           

           

           

.

 

 

           

 

Hosted by uCoz